"Конечные и бесконечные игры" Джеймса Карса
Все жизненные процессы представляют собой игру. Конечные игры имеют целью победу, в бесконечных цель – продолжение игры. Заставить играть невозможно. Кто должен играть не может играть. В конечных играх есть победитель. Когда участники согласны, что он одержал победу, игра заканчивается. Непобедившие участники могут быть проранжированы в конце игры.
Бесконечная игра может включать в себя конечные игры. Наоборот – нет. Правила в конечной игре предопределены. В бесконечной они постоянно меняются, чтобы избежать конца.
В конечной игре есть учет всего, что произошло в прошлом. Для участников бесконечной игры настоящее и будущее изменчиво, так как возникают все новые события, которые начались в прошлом. Таким образом, прошлое тоже постоянно меняется.
Чтобы защититься от сюрпризов, необходима тренировка. Чтобы подготовиться к сюрпризам необходимо образование.
Образование открывает возрастающее богатство прошлого, потому что показывает то, что еще не закончено в нем. Тренировка предполагает, что прошлое закончено, а будущее закончится потом. Образование ведет к постоянному самораскрытию, тренировка – к конечному самоопределению. Тренировка повторяет завершенное прошлое в будущем. Образование продолжает незавершенное прошлое в будущем.
Выигрыш в конечной игре – это титул. Титул – это признание другими выигрыша в конкретной игре. Титул социален.
Титул театрализован. Он диктует не только Кто может заговорить с тобой, но и Как он может заговорить и О чем. Титул – показатель сфер, где человек теперь вне конкуренции. Титул возможен только при участии двух и более человек в игре, и только по окончании игры. Никто не выигрывает, потому что у него есть титул, но человек выигрывает для того, чтобы получить титул. Титул – это подтверждение того, что игра закончена, и я теперь вне игры.
Бесконечные игры драматичны. Исход всегда неясен. Вместо того, чтобы оценивать силу или слабость в прошлой игре, бесконечные игроки ожидают продолжения, в котором прошлое требует постоянной реинтерпретации.
Бесконечные игроки не выступают против действий друг друга, но инициируют свои действия, чтобы в ответ другие игроки начали свои.
Конечные игроки участвуют в игре, чтобы получить титул, бесконечные – чтобы раскрыть силу. Титул касается того, что уже было, сила – что только собирается случиться.
Сила парадоксальна. Я силен не потому, что я могу заставить других делать то, что я хочу в результате моей игры, а потому, что я позволяю им делать то, что они хотят в ходе моей игры с ними.
Бесконечные игроки никогда всерьез не становятся на сторону ни одной из политических партий. Конечность игры подразумевает героическую финальную сцену, где в конце концов ты выйдешь победителем. Бесконечные игроки понимают, что конца концов не существует.
Бесконечные игроки разделяют социум и культуру. Под социумом они понимают сумму общественных отношений, связанных общественным договором, культура – это то, что мы делаем друг с другом по своему усмотрению. Социум – это все, что надо делать, культура это область всего изменчивого, свободного, что не может быть обязательством.
Как бесконечная игра не может являться частью конечной игры, так культура не может удержаться границами социума. Социум является подвидом культуры, который упорствует в противоречии себе же, свободно организованная попытка скрыть свободу организаторов и организуемых, попытка забыть, что мы добровольно забываем наше решение принять участие в том или ином соревновании, и продолжать жить в нем.
Так как социум тщательно удерживает временные рамки, он воспринимает прошлое как судьбу, которая лежит между определенным началом (основатели социума всегда увековечиваются) и определенным концом (его победа всегда предвкушается и декларируется).
Поскольку культура сама по себе не может иметь временных ограничений, культура понимает свое прошлое не как судьбу, а как историю, как рассказ, точка в котором никогда не будет поставлена.
Социум – манифестация титулов. Он театрализован и имеет прописанный сценарий. Отклонения от этого сценария сразу заметны. Отклонения антисоциальны и поэтому запрещены социумом под угрозой санкций. Одна из самый ценных функций социума – предотвращать перемены в правилах многих игр, им курируемых. Отклонения, тем не менее, это сама суть культуры. Те, кто точно следуют сценарию, точно повторяют прошлое, истощают культуру...